Советы дефектолога

Профилактика оптической дисграфии и дислексии

Проблема нарушений чтения и письма рассматривается уже более ста лет, но до сих пор является одной из наиболее актуальных и сложнейших в логопедии, так как является весьма распространённым явлением.

   Оптическая дислексия и дисграфия заключается в неузнавании букв как обобщённых графических знаков соответствующих фонем, т.е. буквы не осознаются как графемы. Ребёнок может видеть, списывать буквы, но не узнаёт их, т.е. не соотносит их с определенными звуками. Основной причиной неузнавания букв является неточное, нечёткое восприятие их, неустойчивость представлений о них, т.е. оптическая дислексия и дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Чтобы научиться читать и писать необходимо зрение на буквы – буквенный гнозис. Буква отличается от любого другого рисунка прежде всего своей условностью, она никак не связана по замыслу с тем звуком, который обозначает. «Не буква как рисунок, носящий название соответствующего звука, а графема – графическое изображение фонемы – составляют единицу чтения и письма», - отмечала Р.Е. Левина.

       Представляю игры, предназначенные для профилактики или коррекции оптической дисграфии и дислексии. Материал может быть использован как учителями-логопедами, воспитателями подготовительной к школе группы, так и учителями начальных классов как часть ООД и при организации индивидуальной коррекционной работы с дошкольниками.

         Игра "Буква спряталась" 

Ребенку предлагается узнать букву по отдельным элементам и назвать ее.

Игровая ситуация: «В одном волшебном лесу жили-были сказочные феи. Они были очень веселыми и игривыми. Они и тебе предлагают поиграть в их любимую игру. Поиграем? Феи и их друзья спрятали от тебя буквы, назови, какие? Напечатай найденные тобой буквы».

На начальных этапах обучения я предлагаю буквы двух цветов: гласные – красные и черные – согласные, позднее задание усложняется – ребёнку предлагаются все буквы одного цвета.

Игра "Буква поломалась"

Ребенку необходимо по элементам букв угадать, какой слог или слово написано на карточке. Игровая ситуация: «В лесной школе учительница приготовила задание для детей, написав его на доске, но кто-то пошутил и половину букв стер. Помоги восстановить слоги и слова, которые написала учительница».

Игра "Зашумленные буквы"

Ребенку предлагается узнать букву по контуру, находящемуся за контурным изображением различных предметов.

Игровая ситуация: «Феи опять спрятали буквы за контурами разных предметов, но ты разгадаешь опять их загадку, правда? Найди, какую букву спрятали Феи? Обведи ее пальчиком и напиши на листочке».

Игра "Поезд"

Ребенку предлагается из букв, находящихся в вагончиках составить слово, которое находится в паровозе. Игровая ситуация:

Чух-чух-чух! Мчится поезд во весь дух!

В паровозе СОВА везет весь состав,

Из вагончиков слово СОВА ты составь!

ЛОТО

Лото предназначено детям, которые только начинают читать.

Цель игры: закрепление навыка чтения. 

Ход игры: ребенку предлагаются карточки с изображением предметов (игровые поля), и фишки, на которых написаны названия изображенных предметов. Ребенку нужно все предметы закрыть фишками.        Играть могут от 1 до 6 детей.

На начальном этапе обучения ребенку предлагают игровое поле вместе с фишками только этого игрового поля, задача ребенка прочитать слова на фишках и разложить фишки на соответствующие картинки. Позже можно смешивать фишки нескольких игровых полей, и дети выбирают из общего количества фишек только свои фишки и раскладывают их.

Игры для автоматизации звуков на материале слов

"Разноцветные бусы"

Цель игры: автоматизация звуков в словах

Ход игры:  Вырезать бусинки по контуру.     Ребенку предлагается игровая ситуация: «Маша порвала бусы и они рассыпались. Помоги Маше собрать бусы на нитку».

Ребенок, «нанизывая» бусы на нитку, проговаривает название картинок, изображенных на бусинках. После того как все бусы будут собраны на нитку, попросите ребенка еще раз назвать все картинки. (Игра проходит под непосредственным руководством взрослого.)

"Лабиринты"

Цель игры: автоматизация звуков в словах

Ход игры: Распечатать лабиринты.   Ребенку предлагается "шагая" пальчиками или мелкой игрушкой по стрелочкам лабиринта называть все картинки по порядку. (Игра проходит под непосредственным руководством взрослого.)

"Улиточка"

Цель игры: автоматизация звуков в словах

Ход игры:  Распечатать изображения улиточек. Ребенку предлагается "шагая" пальчиками или мелкой игрушкой по "улиточке" называть все картинки по порядку.

Игра проходит под непосредственным руководством взрослого.

 

Викторина "Своя игра. Весна"

    Презентация предназначена для детей подготовительной к школе группы, изготовлена аналогично телевизионному шоу «Своя игра». В игре предлагается три категории вопросов, в каждой категории по три вопроса, различные по степени сложности и по количеству баллов за правильный ответ. Участник выбирает категорию и «цену» вопроса. При нажатии ЛКМ на количество баллов, открывается слайд с вопросом. На следующем слайде расположен правильный ответ. Все слайды озвучены. На слайде с правильным ответом расположена кнопка возврата к меню.

       В игре следующие категории:

  1. «Что это?» - загадки
  2. «Смекалочка» - в этой категории расположены ребусы.
  3. «Эрудит» - в этой категории расположены вопросы на общую эрудицию детей.

     Игру можно использовать как часть итоговой НОД по теме «Весна», или как самостоятельное мероприятие, добавив «Музыкальные паузы», во время которых дети могут рассказать стихи о весне, спеть песни и т.д.

Источник: http://linilog.ucoz.net/index/0-14

свернуть

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста

Всем нам нравится мелодичная, плавная и красивая речь. Для ее формирования необходимо правильное речевое дыхание. Маленьким детям оно дается с трудом. Дыхательная мускулатура у них еще развита слабо. Малышам свойственна быстрая речь, проглатывания окончаний слов и искажение звуков. Помочь ребенку научиться произносить звуки правильно, регулировать громкость, делать паузы между предложениями помогут игры и упражнения на развитие речевого дыхания.

«ПОЙ СО МНОЙ!»

Цель: развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, Э.

Ход игры: Сначала взрослый предлагает ребенку вместе с ним спеть «песенки».

– Давайте споем песенки. Вот первая песенка: «А-А-А!» Набери побольше воздуха – вдохни воздух. Песенка должна получиться длинная.

Во время игры взрослый следит за четким произношением и утрирует артикуляцию звуков. Сначала поем звуки А, У, постепенно количество «песенок» можно увеличивать.

– Вот вторая песенка: «У-У-У!» Теперь «О-О-О!», «И-И-И!», «Э-Э-Э!»

Можно устроить соревнование между детьми, ребенком и взрослым: побеждает тот, кто пропоет дольше всех на одном выдохе.

– Давайте устроим соревнование: начнем петь все вместе, победит тот, у кого самая длинная песенка.

«ЛЕТИ, БАБОЧКА!»

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.

Ход игры: Перед началом игры к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

Взрослый: - Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.

Взрослый дует на бабочек.

— Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?

Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

«МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: пузырек с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей, трубочки различного диаметра — коктейльные, из плотной бумаги, пластиковая бутылка с отрезанным дном.

Ход игры: Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала взрослый выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно. Следует учесть, что выдувание мыльных пузырей часто оказывается для малышей довольно трудной задачей. Постарайтесь помочь ребенку — подберите разные рамки и трубочки, чтобы ребенок пробовал и выбирал, с помощью чего легче добиться результата. Можно самостоятельно изготовить жидкость для мыльных пузырей: добавить в воду немного жидкости для мытья посуды и сахара. Не забывайте следить за безопасностью ребенка — не позволяйте пробовать и пить жидкость.

«ЗВУКИ ВОКРУГ НАС»

Цель: развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы.

Ход игры: Взрослый предлагает детям поиграть в такую игру.

– В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? «А-А-А!» А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? «О-О-О!» Самолет в небе гудит: «У-У-У!» А пароход на реке гудит: «Ы-Ы-Ы»! Повторяй за мной.

Взрослый обращает внимание ребенка на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.

«ПЕСНЯ ВЕТРА»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: китайский колокольчик «песня ветра».

Ход игры: Подвесьте колокольчик на удобном для ребенка расстоянии (на уровне лица стоящего ребенка) и предложите подуть на него. Обратите внимание на то, какой мелодичный получается звук. Затем предложите подуть сильнее — звук стал громче.

«СВИСТУЛЬКИ»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных.

Ход игры: Перед началом игры следует подготовить свистульки. Раздайте детям свистульки и предложите подуть в них.

— Посмотрите, какие красивые у вас игрушки-свистульки! У Маши — птичка, а у Вани — олень. Давайте устроим лесной концерт — каждый из зверей и птиц поёт свою песенку!

Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы дети дули, не напрягаясь, не переутомлялись. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.          

«ВЕТЕРОК»

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки).

Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение «дождик».

Взрослый предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.

— Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок — и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!

«СДУЙ ШАРИК»

Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф.

Ход игры: Предложите малышу поиграть в такую игру: стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны – получился шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой – шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи – шарик сдулся.

– Давай поиграем в шарики! Разведи руки в стороны – вот так! Вот какие большие шары получились. Вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка, и он стал сдуваться… Воздух выходит из шарика: Ф-Ф-Ф! Сдулся шарик!

Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук Ф. Добирать воздух нельзя.       

«ЗМЕЙКА»

Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш.

Ход игры: Предложите малышу поиграть в змей. Игра проводится на ковре.

– Давай поиграем в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: «Ш-Ш-Ш!»

Напомните ребенку, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука Ш добирать воздух нельзя.

«СНЕГ ИДЁТ!»

Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц. 

Оборудование: кусочки ваты.

Ход игры: Взрослый раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает ребенку про зиму.

- Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки!

Взрослый показывает, как дуть на вату, ребенок повторяет. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.

«НАСОС»

Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука С.

Ход игры: Предложите малышу поиграть в насосы. Игра проводится на полу и сопровождается движениями, имитирующими накачивание колеса при помощи насоса.

– Кто любит кататься на велосипеде? А на машине? Все любят. Но иногда колёса у машин и велосипедов прокалываются и сдуваются. Давай возьмем насос и накачаем колёса – вот так! «С-С-С» – работает насос!

Взрослый показывает движения насоса и объясняет, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока насос работает, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук С. Добирать воздух во время произнесения звука нельзя. Насос может продолжать работать после паузы, когда ребенок сделает следующий вдох. Необходимо следить, чтобы во время игры ребенок не перенапрягались.

«ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК»

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: обычный воздушный шар на ниточке; газовый воздушный шар.

Ход игры: Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку.

Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол.

— Давай дуть на шарик, чтобы он не упал вниз. Вот так! Сильнее!

Можно поиграть с воздушным шаром, наполненным газом. В этом случае шар привязывается к стульчику или чему-нибудь на полу (желательно, чтобы ниточка оставалась длинной). На шар нужно дуть так, чтобы он улетел как можно дальше вперед.

Если игра проводится в группе, можно организовать соревнование: двое детей (или небольшие команды) становятся друг напротив друга лицом к шарику (расстояние до шара 50-60 см) и одновременно начинают дуть. Побеждает тот, кому удалось послать шарик на противоположную территорию (можно разделить территорию при помощи ленточки или веревки).

«ВЕРТУШКА»

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: игрушка-вертушка.

Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.

Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно:

— Давай сделаем ветер — подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее — вертушка вертится быстрее.

«КАТИСЬ, КАРАНДАШ!»

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.

Ход игры: Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.

Организуя игру в группе, можно устроить соревнование: двое детей сидят за столом, перед ними лежат карандаши. Дуть на карандаш можно только один раз. Побеждает тот, чей карандаш укатился дальше.

«ПТИЦЫ РАЗГОВАРИВАЮТ»

Цель: развитие правильного речевого дыхания – произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых или разных слогов – КО-КО-КО, КУ-КУ, КРЯ-КРЯ-КРЯ, КУ-КА-РЕ-КУ, ЧИК-ЧИРИК.

Ход игры: Предложите малышу поиграть в птичек.

– Давай поиграем в птичек. Встретились птички на полянке и стали разговаривать.  «КО-КО-КО» – говорит курочка. «КУ-КУ! КУКУ!» – кричит кукушка. «КРЯ-КРЯ-КРЯ!» – крякает утка. «КУ-КА-РЕ-КУ!» – заливается петушок. «ЧИК-ЧИРИК», – чирикает воробышек.

Побуждайте ребенка повторять за вами «разговор» птиц. Во время произнесения звукоподражаний следите, чтобы ребенок произносил их на одном выдохе, не добирая воздух.

«БУЛЬКИ»

Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.

Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра.

Ход игры: В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее — пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.

— Давай сделаем веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо — получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю!

По «буре» в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен быть 5-6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки.

Многие дети, которые привыкли пить сок из пакетиков через трубочку, не сразу понимают, что от них требуется, могут начать пить воду (поэтому на всякий случай лучше использовать очищенную питьевую воду). В этом случае сначала предложите подуть через трубочку на кусочек ватки на столе или на ладошку, чтобы почувствовать выходящий из трубочки воздух.

Другая из возможных проблем — ребенок может кусать и грызть мягкую трубочку или перегибать ее. В этом случае можно использовать корпус гелиевой ручки — прозрачную трубочку из твердой пластмассы.

Кроме этого, ребенок может, держа трубочку в губах, выдыхать воздух через нос. В этом случае следует аккуратно зажать нос малыша пальцами и предложить подуть снова.

«РАСТИ, ПЕНА!»

Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра, жидкость для мытья посуды.

Ход игры: Эту игру можно предложить ребенку после того, как он научится хорошо дуть через трубочку в стакан с водой (не пьет воду, не перегибает трубочку). Добавьте в воду немного жидкости для мытья посуды, затем возьмите трубочку и подуйте в воду — с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Затем предложите подуть ребенку. Когда пены станет много, можно подуть на нее.

— Сейчас я устрою фокус-покус! Беру жидкость для посуды и капаю в воду… Теперь помешаю — ары-бары-топ-топ-топ! Беру трубочку и дую. Смотри, что получилось! Это пена из маленьких и больших пузырьков! Теперь ты попробуй подуть.

«НАДУЙ ИГРУШКУ!»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: различные надувные игрушки небольшого размера; воздушные шары.

Ход игры: Взрослый дает ребенку хорошо промытые резиновые надувные игрушки и предлагает их надуть. Дуть следует, набирая воздух через нос, и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки.

— Посмотри, наши игрушки совсем больные — худенькие, без животиков… Как же с ними играть? Давайте надуем игрушки, чтобы они снова стали толстенькие, здоровые и веселые!

Тот, кто надует игрушку, может поиграть с ней.

Это задание требует сформированного сильного выдоха. Кроме этого, необходимо научить малышей правильно держать игрушки, чтобы из них не выходил воздух. Предлагайте эту игру только после того, как сильный плавный выдох уже сформирован.

На последующих занятиях можно предложить надуть воздушные шары, что еще сложнее. Если у ребенка не получается, не настаивайте.

«БУМАЖНЫЙ ФЛАЖОК»

Цель: развитие сильного плавного непрерывного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: полоски тонкой цветной бумаги (размер: 15×2,5 см).

Ход игры: Перед началом игры подготовьте полоски бумаги. Покажите ребенку, как можно подуть на полоску, поднеся ее к нижней губе (полоску следует держать большим и указательным пальцами).

— Давайте превратим бумажные полоски в настоящие флажки. Для этого нужно сделать ветер — вот так! Флажки полощутся на ветру!

Это непростое упражнение, оно получается у детей далеко не сразу. Возможно, лучше вернуться к нему позже, когда ребенок немного подрастет. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

Источник: https://www.maam.ru

свернуть

Упражнения для работы над голосом

Упражнение № 1. Произнесение звука А, М (вдох через нос, на выдохе произносятся данные звуки).

Упражнение № 2. На одном дыхании вывести сочетания звука М с тремя гласными  - А, О, У и  И, Э, Ы. Стараться все звуки произнести на одной высоте. Протяжённость звуков характеризует определённую мелодию – «распевная интонация».

Упражнение № 3. На одной высоте нужно постараться произнести сочетание звука М с тремя любыми гласными, затем новый вдох – и новое сочетание.

    Последовательность упражнения:

          1. Вдох носом;

          2. На одном выдохе – МА, МО, МУ;

          3. Вдох носом;

          4. На одном выдохе – МИ, МЭ, МЫ.

Упражнение № 4. На одной высоте надо произнести сочетание звука Н с тремя любыми гласными, а затем новый вдох – и новое сочетание. Последовательность упражнения та же, что и в упражнении  № 3.

Упражнение № 5. Произнести на одном выдохе следующие согласные: ЖЖЖЖЖЖЖЖ –ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ – НЬНЬНЬНЬНЬ. (звук Ж – ближе грудному звучанию, З – середине, НЬ – верхнему, головному, лицевому).

Упражнение № 6. На звук У воспроизводится гудок трёх теплоходов: большого, среднего и маленького. Последовательность гудков безразлична. Должны быть три различные высоты голоса.

Упражнение № 7. Взять воображаемый мяч, определить для себя какой он величины и начать «играть», ударяя им об пол. При этом считать до 10, на каждый счёт ударяя по мячу, чтобы он «отскакивал от пола». Следить, чтобы звук не был напряжённым.

Упражнение № 8. Собака убежала, её надо позвать домой. Звать будем три раза: один раз с далёкого расстояния, затем с более близкого, и, наконец, собака будет около ребёнка. Повторять кличку собаки несколько раз в быстром темпе, кроме последнего (собака около ребёнка). Меняется высота звука. 

  Последовательность упражнения:

      1. Произнести слово «Бобик» 10 раз на одном дыхании (собака далеко)

      2. Остановка.

      3. Произнести слово «Бобик» 10 раз (собака подошла ближе).

      4. Остановка.

      5. Повторить кличку собаки несколько раз, но уже медленно.

Упражнение № 9. Счёт до десяти на одном дыхании в трёх различных высотах; После каждого счёта до 10 нужно сделать остановку, чтобы взять дыхание и услышать следующую высоту.

Упражнение № 10. На вдох понюхать надушенный платочек, на выдох произнести слово хорошо. Произношение должно быть спокойное, медленное по слогам: хо-ро-шо. Потом на выдохе произнести фразу в два-три слова: «Очень хорошо», «Очень хорошо пахнет».

Упражнение № 11. На вдох понюхать яблоко, апельсин, мандарин и т.д., затем ребёнок должен сам придумать фразу и произнести её на выдохе. Например: «Очень душистое яблоко».

Упражнение № 12. «Баюкаем куклу» - тянем  А – а-а-а-а-а. Произносится тихо и громко.

Упражнение № 13. «Болят зубы» - тянем О – о-о-о-о-о. Звук произносится тихо, громко.

Упражнение № 14. После вдоха на плавном выдохе поочерёдно тянуть гласные «а, о, у, э, ы, и» - аааааааооооооуууууээээээыыыыииии.

Упражнение № 15. После вдоха на плавном выдохе тянуть по две гласных-ааааоооооо, аааааааууууууу, и т.д. По три  - аааоооууу в разных сочетаниях.

Упражнение № 16. На одном плавном выдохе тянуть по два гласных по два раза – аааоооаааооо, уууааауууааа и т.д.

Упражнение № 17. «Корова мычит» - подражание мычанию коровы – МММУУУУ с различной силой голоса.  

Источник:  https://logopeddoma.ru

свернуть

Что делать, если ваш ребенок не говорит?

Овладение речью - революция в психической жизни маленького человека. Речь перестраивает все психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение... Именно речь позволяет малышу думать и придумывать, познавать мир вокруг и осознавать его, научиться управлять собой и своим поведением.

Речь – это прежде всего средство общения: высказывания и понимания. Слово является тем «проводником», с помощью которого мысли одного человека могут быть переданы другому человеку.

Именно поэтому развитие речи маленького ребенка невозможно без участия взрослого. И от того, как ведет себя близкий взрослый, насколько сильно он хочет общаться с малышом, что он делает для этого, зависит развитие речи ребенка.

Родители по-разному относятся к такой ситуации. Одни не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит, объясняя это так: «Он все понимает, только ленится.», или: «Он весь в папу (тетю, дедушку), тот тоже поздно заговорил», или: «С мальчиками всегда так». Действительно, многие дети начинают говорить после 2,5 – 3 лет. Но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть.

Другие родители, напротив, много читают, ищут выход из ситуации, но, четко следуя советам, не могут или не хотят признать, что у всех детей разные стартовые возможности, и удивляются: « Я все делаю, как рекомендуется: не сюсюкаю, говорю полными словами, много читаю, ставлю для прослушивания аудиокассеты. А он по-прежнему молчит».

Таким родителям приходится объяснять, что они награждают ребенка непосильной работой. Да, один малыш встанет на ножки и легко потопает сам, без посторонней помощи, а другой будет долго ходить по стенке, и ему придется специально формировать, корригировать походку. Так же и с речью. Если родитель видит, что ребенок не справляется, он должен помочь ему, облегчить задачу. Некоторые искренне удивляются совету использовать в общении с ребенком звукоподражания, лапотные слова ку-ку, би-би, бай-бай: что вы, мы это делали, когда ему был годик, сейчас мы говорим только «машина, полотенце».

Признаки благополучного развития речи у ребенка 

  • Физическое развитие ребенка соответствует возрасту. 
  • У ребенка нет никаких неврологических заболеваний. 
  • Ребенок активно общается с близкими людьми и стесняется разговаривать с незнакомыми. 
  • Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит. 
  • Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи. 
  • Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.  

Признаки неблагополучного развития речи у ребенка 

  • Ребенок развивается с задержкой.
  • Ребенок перенес тяжелые заболевания.
  • У ребенка есть неврологические заболевания.
  • Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
  • Когда ребенок слышит просьбу «Повтори еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал.
  • Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребенок)
  • Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.
  • Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке.
  • Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников. 

Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного  развития речи ребенка, значит вашему ребенку необходима помощь! 

Для появления речи, необходимо, чтобы:

  • ребенок нуждался в общении с взрослым: назвать предмет, выразить чувства, попросить о чем-либо;
  • общение было содержательным: об игрушках, действиях, впечатлениях;
  • взрослые разговаривали с малышом не просто так, а именно о совместных действиях, игре;
  • ребенку нужен был предмет, который необходимо назвать, чтобы получить.

Когда малыш попадает в ситуацию предметного сотрудничества, перед ним возникает речевая задача, и чтобы ее решить, ему приходится менять все свое поведение.

Единственной возможностью получить желаемый предмет становится только словесная просьба, называние предмета определенным словом. Единственным помощником здесь является только взрослый.

Очень часто родители сталкиваются с проблемой в развитии речи у ребенка. Не каждый имеет возможность обратиться к логопеду, но каждый может заниматься со своим ребенком самостоятельно.

Занятия могут проводиться с любым малышом дошкольного возраста, меняется лишь подход: игровая форма, тональность, время и т. п.

Каждая мама знает своего ребенка и легко сможет применить все задания по обучению малыша на практике.

Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, купание, одевание), комментируя окружающее. Не боясь повторения одних и тех же слов. Произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.

Почему у ребенка речь формируется с задержкой?  

Выделяют две группы факторов, обусловливающих задержку формирования речи. 

а) педагогические ошибки, 

б) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы речи ребёнка. 

К первой группе можно отнести неправильные методы воспитания в семье, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. И в том, и в другом случае у ребенка не формируется мотивация речевого общения. В первом случае не к кому обращаться, во втором — незачем, все и так будет сделано вовремя. В первом случае при своевременно начатой работе и изменении условий воспитания речь детей быстро начинает развиваться.  Если же у ребенка отмечается недостаточность сенсомоторной сферы или неврологические заболевания, то требуется не только изменение условий воспитания, но и помощь специалиста в форме консультаций или регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больших сил и внимания.  Занятия надо начинать как можно раньше  К сожалению, многие родители и педагоги не используют возможности оказания ранней помощи детям с речевыми проблемами и ждут, пока ребенку исполнится 3 года, и он заговорит сам. Очень редко эти ожидания оправдываются.  Отсутствие помощи в раннем дошкольном возрасте приводит к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Это нарушение процесса общения и адаптации в детском коллективе, речевой негативизм, своеобразие эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, вторичная задержка познавательной деятельности, трудности в овладении всей школьной программой, особенно по русскому языку. 

Как помочь ребенку?  Помните, нельзя использовать прямые инструкции «Скажи», «Повтори»!  Если родители ребёнка с задержкой речевого развития постоянно просят его: «Скажи», «Повтори», то у него может появиться речевой негативизм. Ребенок молчит или отворачивается в ответ на любой вопрос.  Если вы хотите помочь своему ребенку, забудьте слова «скажи» и «повтори» хотя бы на первое время!  Взрослый отбирает для имитации 5-6 простых слов. Например, мы отобрали следующие слова: шуба, шапка, сапоги, ложка, чашка, вилка.  Взрослый во время одевания и еды, многократно проговаривает эти названия, разворачивая перед ребенком диалог, в процессе которого исполняет роли спрашивающего и отвечающего. Слова произносятся медленно, утрированно.  Например, достаем и надеваем на ребенка шубу.  Взрослый: Что мы достали? — Шубу  Что это такое? — Шуба  Что сейчас мы надели? — Шубу.  Потом стали надевать на ребенка шапку.  Что мы достали? — Шапку.  Что это такое? — Шапка.  Что сейчас мы надели? — Шапку. И т.д.  И так проговаривается каждое слово по десять, пятнадцать, двадцать раз на дню. Чем чаще, тем лучше, но всегда в процессе действий с этим предметом. Просто так слова повторять бесполезно. Так может продолжаться много дней, даже если на языке у вас медленно, но верно образуется мозоль.  Постепенно ребенка косвенно поощряют к вступлению в диалог — после вопросов взрослый делает все более и более длинные паузы (до 5 сек.) Например:  Взрослый. Принеси тарелку. Что ты принес? ...  Правильно, тарелку. Тарелку. Это тарелка...  Что это?.. Это тарелка. И т.п.  Однако простое проговаривание может быть недостаточным, поэтому взрослый фиксирует внимание ребенка не только на звучании слова, но и на артикуляционных укладах. Взрослый добивается того, чтобы ребенок одновременно слушал слово и всматривался в артикуляцию. Например:  Взрослый. Где у меня рот? Где губы? Слушай и смотри на губы, та-рел-ка.  Еще раз та-рел-ка.  Давай вместе та-рел-ка. Молодец!  Хвалите ребенка даже в том случае если он не повторил, а только внимательно смотрел на ваши губы.  Взрослый. Еще раз вместе та-рел-ка. Хорошо!  Такое проговаривание должно проводиться ежедневно столько раз, сколько производятся действия с данными предметами.  Этот этап, пожалуй, один из сложнейших. Обратите внимание на то, что вся работа строится в процессе реальных бытовых или игровых действий.  Не бойтесь перехвалить ребенка.  Если у ребенка не получается, никогда не ругайте его.  Через какое-то время (обычно к концу дня или на следующий день) ребенок начинает повторять за взрослым отдельные слоги. Эти попытки должны поощряться.  Взрослый учит ребенка вслушиваться в образец и подражать ему, хотя на первых порах ребенок не сможет улучшить качество речи самостоятельно.  Взрослый. Вот вилка. Это вилка... (Пауза.)  Ребенок. Ика.  Взрослый. Молодец, вилка. Посмотри, как я говорю. (Взгляд ребенка фиксируется на губах взрослого.) Вил-ка. (Пауза.) Хорошо.  Второе важное условие — ребенок не должен даже догадываться, что вы с ним занимаетесь.  На первых порах ребенка не заставляют, не принуждают повторить слово точно, поскольку он еще к этому не способен. Наоборот, всемерно поощряется любая речевая реакция ребёнка.  Требования ужесточаются постепенно, незаметно для ребенка. Одновременно ему даются упражнения для развития артикуляционной моторики. Например, во время умывания ребенка учат полоскать рот водой с сомкнутыми губами, полоскать горло, выпускать тонкую струйку воды через плотно сомкнутые губы, язычком проверять, чисто ли вычищены зубы и др. Во время еды можно попросить ребенка облизать ложку, постепенно увеличивая расстояние между ним и ложкой, вылизать блюдце, а еще лучше пиалу, показать, как кошка лакает языком молоко, и проч. Оказался ребенок у зеркала — хороший повод сделать с ним артикуляционную гимнастику мы — клоуны и будем корчить смешные и страшные рожицы. Поиграли в лошадок — поцокали язычком, поиграли в слона — вытянули губы вперед, как хобот, поиграли в тигра — показали все зубы в оскале. Уверена, что ваша фантазия подскажет вам массу других вариантов.  Если вы видите, что ребенок успешно повторяет за вами предлагаемые ему слова, отберите для работы следующую серию до 10 слов. Работа ведется аналогично.  Таким образом, постепенно наращивается активный предметный словарь. Однако эти слова необходимо закрепить в самостоятельной речи ребенка, создавая специальные ситуации. 

Какие это ситуации? 

• Во-первых, используются альтернативные вопросы, типа «Какую игрушку тебе дать, зайчика или куклу?» В ходе ответа ребенок обязательно должен использовать речь.  Такая ситуация может быть создана искусственно. Например, при накрывании стола ребенку не кладут ложку. Взрослый задает вопрос: «Что тебе дать — тарелку или ложку?» При этом используем только те слова, которые уже освоены ребенком. 

• Во-вторых, речевое общение взрослого и ребенка строится в ходе выполнения поручения. Взрослый просит ребенка принести игрушку или предмет, предварительно переставив его с привычного на недоступное для ребенка место, например, на верхнюю полку шкафа. Чтобы ребенок был вынужден обратиться к взрослому. Взрослый в свою очередь помогает ребенку: «Что ты хочешь взять? Машину или мишку? Как надо попросить? — Дай машину». В качестве поощрения ребенок получает искомое. 

• Третий вид коммуникативных ситуаций — опосредованное общение с игрушкой или с животными. Например, в процессе игры «Дочки матери» взрослый побуждает ребенка к простейшим высказываниям: «Попроси у куклы чашку, Дай, Катя, чашку», «Уложи мишку в кровать, Споем ему песенку Баю бай, мишка, баю-бай», «Поговорим с попугайчиком. Хорошая, птичка, хорошая».

Дети при этом воспроизводят не только отдельные слова, но и фразы, подражая взрослому интонационно.  Поскольку сказка читается многократно, каждый раз можно акцентировать внимание на различных деталях. Один раз на частях тела, другой — на одежде персонажей, в третий — на возрасте и размерах.  После того, как сказка будет прочитана несколько раз, и дети научатся уверенно называть действующих лиц, можно переходить к совместному рас-сказыванию. Рассказывая сказку, взрослый не называет некоторых персонажей, заменяя слова показом соответствующей картинки.  Взрослый. Сейчас ты мне поможешь рассказать сказку. Я начну, а ты продолжишь рассказывать. Внимательно смотри на картинку. Посадил... (Показывает на деда.)  Ребенок. Дед.  Взрослый. Правильно. (Показывает на репку.)  Ребенок. Епку.  Взрослый. Молодец! Посадил дед репку. Смотри следующую картинку. Выросла репка… (Показывает на картинку и делает жест рук-ми, имитируя размеры репы.)  Ребенок. Басая.  Взрослый. Умница! Большая-пребольшая. И т.д.  Через некоторое время ребенок начинает повторять целые фразы из этих сказок, хотя пока эти фразы грамматически неоформлены и носят заученный характер.  Появление фраз позволяет переходить к формированию навыка овладения некоторыми бытовыми конструкциями «Дай что-либо», «На что либо», «Хочу, что-либо сделать» и т. п. а также средствами выражения приветствия, прощения, благодарности «Привет», «Пока, пока», «Спасибо», сопровождающимися жестами.  Не забывайте хвалить вашего ребенка, когда он пользуется речью. Подчеркивайте, что вам очень приятно разговаривать с ним. Все эти нехитрые правила помогают стимулировать речевую активность ребенка.  Если ваша помощь была эффективна, вы заметите положительную динамику в течение 2-3 месяцев. Если улучшения не отмечается, срочно запишитесь на прием к невропатологу или логопеду. 

Литература:  О.Е. Грибова "Что делать, если ваш ребенок не говорит?" Москва Айрис-ПРЕСС 2004 г.

https://kssovushka.ru/zhurnal/21/2283-kak-pomoch-rebenku-zagovorit-konsultatsiya-dlya-roditelei/

свернуть